Кстати, я являюсь сторонником отмены не только традиции обязательного монашества для епископата, но и самого монашества как особой категории людей в Церкви, тем более живущими однополыми замкнутыми группами. Нет, кто хочет ради достижения особой личной духовности и ради полного посвящения себя Богу отказаться от семьи и хранить девственность, то пожалуйста. Никто не может быть против этого. Но без всяких особых посвящений в монахи с изоляцией от мира, клятвами и невозможностью из этого состояния выйти.
Человек просто должен сам для себя решить, как ему жить. Но именно монашествующих не следовало бы ставить в епископы. Монашествующему лучше быть миссионером, типа диакона Кураева, разъезжающего по городам с проповедями и лекциями, или быть христианским волонтером, типа матери Терезы, ухаживающим за сирыми и убогими. А епископ просто обязан быть женатым и иметь детей, чем и подтвердит свою состоятельность и привязанность к месту и людям. Тем более, что это требование апостола Павла:
"епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом" (Тим. 3).
"епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом" (Тим. 3).
__________
Православие и социальный прогресс
Мы все знаем полуофициальный ответ на вопрос "А почему только монахи могут стать епископами?".
Ответ гласит: чтобы не воровали. Чтобы церковное имущество не смешивалось с личным и не уходило епископским наследникам.
Ответ довольно убедителен для шестого века. Но неужели кастрация это единственный способ понуждения вип-чиновника к финансовой честности? За прошедшие века все же социальный прогресс шел и в этом направлении.
Многие механизмы контроля были созданы. Начиная от служб собственной безопасности и ревизионных структур, и кончая "народным контролем" и регулярной сменой элит через выборы.
Но все это прошло мимо нашей церковной жизни. Никому не позволено спрашивать об имуществе и тратах патриарха или епископа. Поэтому будем утешать себя тем, что у князей церкви нет законных прямых наследников.
Ну, а если все же сделать церковную экономику более прозрачной - то отчего бы не включить в число кандидатов на епископство семейных священников? Чем они хуже 30летних молодых людей, постриженных накануне дарованной им "личной пятидесятницы"?
И это часть культурного раздела.
"Демократия" это культура недоверия. Как писал Клайв Льюис - "я демократ потому что я христианин: я верю, что все люди испорчены грехом, и поэтому никому нельзя доверять абсолютную власть".
А православие это скорее культура веры и доверия.
Но на этой неделе мы убедились, что даже патриархи не доверяют друг другу.
