"Святые-еретики"

Или, Как в РПЦ почитают монофизитов....... и молятся им о заступничестве пред Богом


(Перепост одной из моих старых статей в ЖЖ) 

Вчера решил написать статью об эфиопских мучениках Арефианах, и дай думаю, погляжу в pravenc.ru, что в РПЦ про них говорят..... чуть со стула не упал! Оказывается, что РПЦ почитает своими Святыми несколько тысяч не кого-нибудь там, а монофизитов!

В краткой энциклопедии с житиями Святых ААЦ Арефиане обозначены как общехристианские святые, с указанием дня празднования в РПЦ и в РКЦ, и я даже не сильно заморачивался тем, что это же верующие Эфиопской Церкви уже после Халкидонского раскола. Но чтобы РПЦ прямо называла своих Святых "монофизитами", я ну не ожидал.

"Арефа... глава христиан Награна, пострадавший вместе с 4299 награнскими мучениками во время гонений химьяритского царя-иудея Йосефа Асара Ясара осенью 523 г. в период химьяро-эфиопских войн. После кончины награнского еп. Павла главой местной общины христиан-монофизитов стал богатый и знатный старец А., не имевший духовного сана..."


Абалдеть! Как говорит моя соседка - Я в шоке"! ))))))))))

Ну да ладно. Лучше представлю то, что у меня получилось написать.
________________________________




Арефиане или Харетиане — общехристианские Святые, мученики, эфиопские христиане города Наджран (Негран) во главе со своим правителем Арефой. Пострадали за Христа в VI веке.


Арефиане в предании


С древности в Эфиопии жили евреи, а Иудаизм был широко распространен среди местного населения и даже исповедовался царями. В 523 году царь иудейского города Евдемона Ду Новас захватил христианский город Негран с целью обращения его жителей в Иудаизм. Ду Новас повелел сжечь на костре всех христианских священников, клириков и монахов, общим числом 427 человек, а от остальных потребовал отречения от Христа. В ответ на непреклонность христиан, он заключил в темницу правителя города Арефу и всех старейшин.


Обращаясь к горожанам, Ду Новас заявил: "Я не требую от вас, чтобы вы отреклись от Бога неба и земли, не хочу, чтобы вы поклонялись идолам, но желаю только, чтобы не верили вы в Иисуса Христа, потому что Распятый был человек, а не Бог". Ответ был отрицательным: "Не отречемся от Христа, ибо Он для нас — Жизнь, а смерть за Него — приобретение". Ду Новас устроил в Негране бойню, уничтожив 4299 (или 10000) его жителей вместе с правителем Арефой.

Через несколько лет после свидетельства Арефиан, христианский царь Елесбовам победил Ду Новаса и провозгласил Христианство государственной религией всей Эфиопии.

Арефиане в истории


В VI веке эфиопское христианское (с 330 года) Аксумское царство было одним из могущественнейших государств, помимо африканских, собственно эфиопских территорий распространявшее свою власть на юго-западные области Аравии. Здесь эфиопы находились в постоянных конфликтах с древними йеменскими государствами, и прежде всего с Химьярским царством. С середины VI века химьярская элита начинает принимать Иудаизм, что было обусловлено проживанием в Химьяре евреев. Приняв Иудаизм, химьярские цари противопоставляли свое царство зороастрийскому Ирану и христианским Византии и Эфиопии.

Хотя христианство и проникло в Химьяр, здесь оно воспринималось скорее как религия врагов и орудие их политического влияния. В это время Христианство переживало сложнейший период своего становления. В Персии окончательно закрепилось Несторианство, а Византию буквально разрывали христологические споры, приведшие к противостоянию между имперской Церковью, принявшей решения Халкидонского собора и христианскими народами Востока, этот собор отвергшими. Т.е., между Эфиопской Православной Церковью и Константинопольским патриархатом была разорвана духовная связь. Тем не менее, между Аксумским царством и Византией поддерживались тесные торговые и даже военно-политические отношения.

В ответ на убийство еврейских купцов эфиопами и на сожжение синагоги в Византии, химьярский иудейский царь Зу Нувас Юсуф Асар Ясар (Масрук) перебил проходивших через Химьяр в Аксум византийских купцов и перекрыл торговлю византийцев с эфиопами. Аксумский царь Элесбоа (Элла-Асбаха) напал на Химьяр и поставил гарнизон в столице Зафаре (Тафар). Зу Нувас спасся бегством и заново собрав войско, зимой 522 года пошел на Зафар, но не смог штурмом взять город. Тогда он послал эфиопам письмо с клятвой "Господом, небесным сводом и Торой" не чинить им зла, если они сдадут город.

Письмо передали два иудейских раввина из Тивериады и два несторианских священника из Хирты Наамановой. 300 воинов эфиопского гарнизона вышли за стены и сдались Зу Нувасу. В ту же ночь они были вероломно убиты, а город захвачен. Плененные в городе еще 280 эфиопов были сожжены в местной церкви. И поскольку местные христиане помогали эфиопам, царь велел уничтожить и их, устроив резню. Естественно, преследования христиан не ограничились освобожденной столицей, но прокатились по всему Химьяру, в частности, по городам: Хадрамаут, Мариб, Хаджарен.

Впечатленный своим успехом Зу Нувас, осенью 523 года пошел на административный центр эфиопов в Аравии Наджран, т.е., непосредственно на территорию Аксумского царства. Основное население города было христианским и посланные на Наджран войска не смогли взять его. Зу Нувасу пришлось лично, с основной своей армией его осадить, но и многодневная осада с применением осадных орудий результата не дала. Тогда Зу Нувас предложил горожанам заплатить ему выкуп "по элкаде с души", что и было исполнено. К нему вышли 150 виднейших граждан, доставив 130 талантов золота. Однако, после этого, по непонятным причинам, возможно под давлением местного арабского населения, город решил сдаться.

Войдя в Наджран, Зу Нувас излил свою ненависть к Христианству и подверг поголовному истреблению богатые христианские роды правившие городом. Был убит и правитель всей области Арефа (Харит). Казнью знатных христиан руководил полководец Зу Нуваса Зу Язан. Число жертв достигло примерно 770 человек.

То, что данная расправа объясняется именно неприязнью к христианам, доказывается тем, что Зу Нувас не успокоился их уничтожением в Наджране и по всему Химьяру. Он отправил послание в Хирту, находившуюся под иранским протекторатом, с предложением к царю Мундару уничтожить всех христиан в его стране, обещая дать ему "вес трёх тысяч денариев". Мундар призвал служивших ему христиан отречься от веры, но получил отпор от представителей могущественных родов, большинство из которых придерживались Христианства поколениями. Начинать против христиан борьбу он не решился, но напротив пошел на союз с Византией.

В свою очередь, Византия прислала в помощь царю эфиопов свой флот, возглавляемый будущим императором Юстинианом I. В середине 525 года огромное войско аксумского царя Элесбоаи высадилось в Химьяре и захватило страну. Высадка происходила в двух местах, причем когда основные силы пересаживались в лодки, Зу Нувас со своей конницей безуспешно попытался помешать высадке эфиопов. В бою Зу Нувас погиб, и Элесбоа посадил на химьярский трон принявшего Христианство Сумайф Ашву. С этого момента начинается непродолжительная христианизация древнего Йемена, окончившаяся в 628 году при Исламском завоевании.

Парадокс внекофессионального почитания Арефиан. "Святые-еретики"


Эфиопская Православная Церковь, как Церковь суверенного эфиопского государства с самого своего создания имела тесные духовные и канонические связи с Церковью Египта, а через нее и со всеми Церквями Вселенной. После проведения Халкидонского собора в Византии, во Вселенской Церкви произошел конфликт, поскольку все Церкви Востока отвергли его решения. Однако, благодаря миротворческому энотикону императора Зенона, предававшему молчаливому забвению Халкидонский собор, в Византии и сопредельных империи христианских странах удалось сохранить единство Церквей, пусть даже ценою раскола с Римом, несогласным ни на какие уступки.

В 518 году, с приходом к власти императора Юстина I, Константинопольская Церковь ради мира с Римским папой отвергает энотикон Зенона, чем разрывает духовную связь греков со всеми восточными христианскими народами. С этого времени в Византийской империи начинаются репрессии против несогласных с решениями Халкидонского собора, вплоть до свержения епископов и патриархов. Однако, навязать Халкидонскую веру восточным христианам императорам так и не удалось. По этой причине Вселенская Церковь (не считая несториан Персии) в первой половине VI века разделяется на два непримиримых лагеря — халкидонитов и нехалкидонитов, обвиняющих друг друга в ересях и покрывающих оппонентов анафемами.

Противники Халкидона, т.е. все Церкви Востока, считали, что на этом соборе под видом диофизитского учения папы Льва, в имперской Церкви возрождена Несторианская ересь. Сторонники же собора, т.е. Римская и Византийская Церкви, объявили, что не признающие собор и отвергающие Диофизитство, отпали в Евтихианскую ересь, которую с VII века стали называть "Монофизитством". При том, что Восточные Церкви ничего подобного Монофизитству не исповедовали, это полемическое выражение закрепилось в латинской и греческой церковной традиции и дошло до наших дней, дезинформируя своих же верующих относительно вероисповедания нехалкидонитов.

Так для греко-православных и римо-католиков, одной из "монофизитских", т.е. "еретических" Церквей и стала Эфиопская Православная Церковь. И парадокс внеконфессионального почитания эфиопских мучеников Арефиан в том, что сами греко-православные и римо-католики почитают Святыми мучениками анафематствованных "еретиков-монофизитов". Подобных недоразумений в греко-православных и римо-католических житиях Святых множество, и списываются они тем способом, что почитаемые в Халкидонизме иноконфессиональные Святые объявляются православными, в понимании самих халкидонитов, т.е. чуждыми той ереси, которая халкидонитами приписывается их Церквям. Наиболее известные примеры "Святых-еретиков" - это несторианин Исаак Сирин, нехалкидониты Дионисий Ареопагит и Петр Ивер.

Уникальность примера эфиопских мучеников Арефиан в том, что на их счет не может быть никаких подобных списаний. Все последующие после Халкидонского разделения поколения, вплоть до наших дней, придерживаются того отношения к Халкидонскому собору, которое существует веками в их традиции. В греческих Церквях прославляют Халкидон, в Эфиопской Церкви его проклинают. Но именно поколение христиан конца V и начала VI веков, коими были Арефиане, решало — признавать их Церкви Халкидонский собор или анафематствовать его. Именно этому поколению христиан обязаны Древневосточные Православные Церкви своим вероисповеданием, которое для них является сохраненной и неповрежденной истиной, а для халкидонитов новодельной ересью.