Прикольные ответы патриарха Феофила

На "Православие и мир" разместили интервью греческого патриарха Иерусалима. http://www.pravmir.ru/patriarx-ierusalimskij-feofil-moe-prizvanie-vozdat-bogu-bogovo-i-kesaryu-%E2%80%93-kesarevo/

Ничего особенного, просто некоторые ответы мне понравились в связи с их "прикольностью". Итак, вопрос патриарху от «Палестино-израильский журнал» (Анна Кулурис), его ответ и мой комментарий -

_______________


Каково значение Греческой Православной Церкви для Иерусалима?

..... византийские власти препоручили Патриархату, когда отступили из Палестины в VII веке после пришествия халифа Омара ибн аль-Хаттаба. Именно тогда патриарх Иерусалимский стал как религиозным руководителем греческой православной общины, так и главой этнического греческого меньшинства.
Тут патриарх Феофил невольно признается, что он отнюдь не свободный от этнических моментов духовный предстоятель Церкви Божьей на Святой Земле, а именно этнарх греческой конфессиональной общины. Это немножко рушит миф о том, что Греко-православные Церкви наднациональны и что ИПЦ - Община всех народов на Святой земле.
_____________

Если говорить о наследии – некоторые местные православные арабского происхождения обвиняют греков в том, что они заняли ведущие позиции в культуре, и арабам не пробиться на те церковные посты, которые доступны грекам. Это правда?

Вопрос более широкий. Патриархат и все восточные православные христиане в этом регионе объединены под именем «Рум», «римский». Так их сообща опознают и идентифицируют арабы и палестинцы мусульманской веры.

Многие люди затрудняются в понимании того, что значит название «римский», и это представляет собой проблему культурного самоопределения и его кризиса. Также и Запад привнес свою лепту в их недоумение по поводу самоидентичности, которое можно разрешить просвещением и пониманием истории. Ведь нужно знать о своих корнях. Нельзя игнорировать былое присутствие здесь Византии. Камни об этом говорят – да и все об этом говорит. Я подготовил академическое исследование, в котором провел очень тщательный и полный анализ значения слова «Рум» и того, что значит быть членом этой Церкви.
Тут налицо забалтывание вопроса. Ну Рум, ну Шрум.. ну Римский, ну Пекинский... а почему арабов не пущают во высокие иерархи? Не потому ли, что араб не может быть греческим этнархом?
______________

Не представляет ли сегодня что-либо из того, на чем основана сила Патриархата, источник напряженности в отношениях с правительством Израиля?

... миссия Патриархата остается духовной и религиозной. В отличие от других Церквей, представленных здесь – а у них также много собственности – Греческий Православный Патриархат является единственным независимым, автономным и автокефальным церковным институтом. Это означает, что собственность Патриархата есть собственность, расположенная в этой стране, она остается здесь.
Что касается собственности других Церквей, например Римско-Католической или Русской, то это собственность государственная. Она принадлежит не местным общинам, но соответствующим государствам.

И еще: центральные органы других Церквей расположены вдалеке от Иерусалима. Полномочия глав других христианских Церквей и общин происходят из-за рубежа, извне – не изнутри. Потому понятной становится значимость Патриархата – это местное учреждение.
Не, ну евреям наверное "большая разница" между греками, русскими и католиками, пусть даже те греки формально и не связаны со своей Родиной-Грецией. Я прям так и вижу, как русские с католиками чемоданами вывозят храмы и монастыри из Израиля, потому как они там не "местные". К тому же тут греческий патриарх ловко "забыл", что есть еще Армянской патриархат, вполне себе автономный, со своей местной общиной, со своей, не многим уступающей греческому присутствию на Святой земле, историей.
________________

В Интернете появляется множество видеосюжетов о распрях между греками и армянами в храме Гроба Господня. Это постыдно выглядит, и очень непросто понять, как такие стычки могут происходить в святых местах. Как бы вы объяснили эти силовые действия?

Я понимаю ваш вопрос, но обычно стремятся свести тему религиозных конфликтов и противоборств к некоторым столкновениям, происходящим между францисканцами, греками и армянами, армянами и сирийцами, коптами и эфиопами и так далее.
Вот этот ответ мне особо понравился своей прикольностью. Насколько я помню, уже в детском садике учат, что если кто-то поступает плохо, то это никак не оправдывает твоего плохого поведения. Сложно оправдаться Васе за то, что он дал по уху Сереже, тем, что Гена с Колей тоже дерутся...
Но, на самом деле, мы можем взглянуть на дело глубже и спросить себя, в чем существо конфликта между палестинскими мусульманами и израильскими иудеями. Разве не на почве религии? Да.

Каково политическое значение Иерусалима? Важен ли он для военных или стратегических планов? Только религиозная ценность, ничего другого. Столкновения здесь только религиозные.

....... В прошлом все битвы и стычки были во имя Божие. Крестовые походы с какой целью предпринимались? Разве не во имя Божие? И есть много иных примеров. Сегодня так не говорят – «во имя Божие», но в данных обстоятельствах, так или иначе, замешана религия.
Ну, что тут скажешь? Классно отмазался. ))))