Папа Римский Лев "Великий" — филиокветист

Святитель Лев I Великий (лат. Leo PP. I), — Папа Римский с 440 по 461 г., чей вклад в развитие православного богословия невозможно переоценить. Св. Лев был председателем на IV Вселенском соборе и автором знаменитого Томоса к Флавиану, легшего в основу православного учения о соотношении Божественной и человеческой природ Христа. Отцы V Вселенского собора перечисляют свт. Льва в ряду 12 отцов, чьи труды они используют, принимая все, что «они изложили о правой вере и об осуждении еретиков» (ACO. T. 4. Vol. 1. P. 37; ДВС. Т. 3. С. 314). 

Однако мало кто среди православных христиан знает, что свт. Лев был ревностнейшим сторонником двух догматов, которые в последствии привели к разделению между восточной и западной церквами: учения о двойном исхождении Святого Духа от Отца и Сына (Филиокве) и примате Папы Римского. Учение свт. Льва о папском примате было разобрано нами в ранее, здесь же приведем цитату, касающуюся воззрений свт. Льва на исхождение Святого Духа: 

 "<...> Святой Дух также совечен Отцу и Сыну (Ibid. 76. 2), "вечно получая бытие от того, что есть Отец и Сын" (Ibid. 75. 3). Он есть общий Дух Отца и Сына (Ibid. 75. 3; 76. 2) — это отголосок августиновского представления о Духе, как связи в Троице (см.: Фокин 2014. С. 570-588, 623). Непосредственно связано с таким представлением и воспринятое Львом Великим от блж. Августина учение о "двойном исхождении" Святого Духа, основанное, в частности, на том, что Отец в рождении Сына передает Ему свойство изводить Духа, Который "хотя не есть ни Отец, ни Сын, но не отделен от Отца и Сына и как имеет собственное Лицо в Троице, так имеет и единую сущность в божестве Отца и Сына (Leo Magn. Serm. 77. 6) и именно поэтому "исходит от Обоих" (Ep. 15. 1)"[2]. 

(А.А. Королев. Лев I Великий / Православная энциклопедия. Том XL. М.: 2015. Стр. 234)  
___________________________________ 


 http://krotov.info/acts/05/2/leo_vel.html 

 Слово I на Пятидесятницу (III) 

 И хотя, возлюбленные, чудесен сам внешний образ свершившегося, и не подлежит сомнению, что в этом ликующем созвучии людских голосов присутствует величие Святого Духа, однако пусть никто не подумает, что в видимом телесными очами могла бы открыться Его Божественная сущность. Ибо природа, невидимая и общая для Отца и Сына, свой дар и дело явила в том образе, в каком пожелала, однако оставив при этом скрытым свойство своей сущности в Божественности; ибо как ни Отца, ни Сына, так и Святого Духа не в состоянии коснуться человеческий взор. Ведь в Божественной Троице нет ни несходства, ни неравенства; и во всем, что можно помыслить о Ее Сущности (то есть о силе, славе, вечности), не может быть никакого разделения. И когда, следуя свойствам лиц, один есть Отец, другой — Сын, третий — Святой Дух, то ведь в них не разная Божественность, и не различная природа. Ибо как Сын единороден с Отцом и от Отца, так и Святой Дух — Дух от Отца и Сына, то есть не как какое-либо творение Отца и Сына, но вместе с обоими существуя и владычествуя, Он вечно исходит из Того, что есть Отец и Сын. И поэтому Господь накануне дня Своего страдания, предвещая ученикам Своим приход Святого Духа, говорит: Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам (Ин. 16, 12-13; 15). Следовательно, то, что присуще Отцу, Сыну и Святому Духу, не имеет различных свойств, но все, что имеет Отец, имеет Сын, имеет и Дух Святой; и всегда в Троице было это единство, ибо целиком пребывать там - значит то же самое, что всегда существовать. И пусть не помышляется здесь ничего временного, никаких степеней и никаких различий; и так как никто и не в состоянии истолковать то, что свойственно Богу, то пусть никто не рискует признавать того, что Ему не свойственно. Ибо извинительнее не говорить достойного о неизъяснимой природе, чем устанавливать противное ей. Поэтому все, что благочестивые сердца относят к вечной и неизменной славе Отца, пусть это же самое неотделимо и без различия мыслят одновременно и о Сыне и Святом Духе. Ведь потому признаем мы блаженную Троицу одним Богом, что в этих трех лицах нет какого-либо различия в сущности, могуществе, воле и действии. 

 (Leon Le Grand. Sermons // Sources Chretiennes. T. III. Paris, 1961. P. 144-149)