А был ли Петр?

Кто основал кафедру епископов Рима?




Одним из центральных пунктов веры Римо-католической Церкви является исповедание апостола Петра основателем Церкви в Риме, первым ее епископом, т.е. первым папой Римским и, соответственно, создателем самого института Римского папы, как видимого главы Вселенской Церкви. Остальные Ортодоксальные Церкви не возражают по поводу создания апостолом Петром римской кафедры, но отвергают идею ее главенства в Церкви. Но является ли в действительности апостол Петр создателем римской Церкви и первым ее предстоятелем?

Понятно, что существуют разные "предания", чья древность и состоятельность вызывает большие сомнения. Но даже если бы сомнений в "преданиях" не возникало, в столь важном вопросе, когда высказываются претензии на главенство папства во всем христианском мире, должно было быть неоспоримое библейское свидетельство. Священное Писание, как несомненное откровение Божье должно было бы нам дать понять, что Господь избрал Петра для проповеди в Риме, что он туда поехал, проповедовал и основал общину. Есть ли такое в Новом Завете?

Нет. Бог ни прямо, ни косвенно не дает такого поручения Петру. Зато Бог Сам говорит о миссии проповеди в Риме апостолу Павлу: "дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме" (Деян.23:11).

История Римской Церкви имеет свое начало, как и история других Апостольских Церквей, в еврейских общинах диаспоры, в которых проповедовали апостолы. В «Деяниях Апостолов» мы видим, что первым проповедником христианства в Риме тоже был вовсе не Петр, а Павел. Он попав в город, не нашел там сформированной церковной общины, зато встречался с местными иудеями, которых интересовало христианское Учение, о котором «везде спорят» (Деян.28:22). Т.е. в Рим тогда доходили только слухи о новой религии, но некому было дать на ее счет авторитетное разъяснение.

Важным аргументом против организации Церкви в Риме Апостолом Петром, является то, что по свидетельству самого апостола Павла, два года проповедовавшего в этом городе (Деян.28:30), он "старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании" (Рим.15:20). Т.е., если бы основателем Церкви в Риме был апостол Петр, то Павел не стал бы учительствовать римлянам, тем паче посылать вместо Петра им пастырские Послания.

Нет никакого сомнения, что после двух лет проповеди Евангелия в Риме, апостол Павел оставил, по своему отшествию, сформированную христианскую Общину. И мог ли он ее оставить без епископа? Что могло ему помешать рукоположить этой Церкви предстоятеля, как это он делал везде, сам или посылая помощника? Вот и спрашивается — почему же именно апостол Петр считается давшим начало епископской кафедре Рима, а не Павел, чья миссия в Риме подтверждается Писанием?!

Все же удивительно то, что вопреки общему преданию, Библия ничего не говорит об участии апостола Петра в создании Римской церковной Общины, и уж тем более ничего не говорит о том, что он был ее первым епископом. Однозначно Римская кафедра приписывается Петру в трудах многих христианских авторов, особенно начиная с пятого века. Для них Петр не просто принимал активное участие в становлении Церкви Рима вместе с Павлом (где так же как и апостол Павел принял мученическую смерть в дни гонений императора Нерона), но именно он и никто другой является ее основателем.

Древнейшее упоминание об основании Римской Церкви апостолами принадлежит святому Иринею, епископу Лионскому (ок.130−200). Ириней Лионский в своем знаменитом труде «Против Ересей» перечисляет имена первых епископов Римских, как апостольских преемников, ставя этот факт как главный аргумент против претензий гностических сект на звание истинной Церкви. Но он ничего не говорит о первенстве Петра или его ведущей роли. Зато вспоминая о первом епископе Римском - Лине, указывает на свидетельство Павла о нем:

«Блаженные апостолы, основав и устроив церковь, вручили служение епископства Лину. Об этом Лине Павел упоминает в посланиях к Тимофею. Ему преемствует Анаклит; после него на третьем месте от апостолов получает епископство Климент, видевший блаженных апостолов и обращавшийся с ними, еще имевший проповедь апостолов в ушах своих и предание их пред глазами своими; впрочем, он не один, но многие, еще оставались тогда, которые получили наставление от апостолов.

При этом Клименте, когда произошло немалое разномыслие между братьями в Коринфе, церковь римская написала к коринфянам весьма дельное послание, увещевая их к миру и восстановляя их веру, и возвещая недавно принятое от апостолов предание …. Этому Клименту преемствует Эварест, Эваресту Александр, потом шестым от апостолов был поставлен Сикст, после него Телесфор, который славно претерпел мучение; потом Гигин, потом Пий, после него Аникита; после Сотира, преемствовавшего Аниките, ныне на двенадцатом месте от апостолов жребий епископства имеет Элевфер.

В таком порядке и в таком преемстве церковное предание от апостолов и проповедь истины дошли до нас. И это служит самым полным доказательством, что одна и та же животворная Вера сохранялась в церкви от апостолов доныне и предана в истинном виде» (Ириней Лионский «Против ересей. 4:12»).

Спрашивается - с чего это первого епископа Римского упоминает Павел, а не Петр, который, якобы, не только поставил Лина, но и сам был его предшественником на кафедре Рима? И если Павел был настолько в курсе римских дел, то почему он вообще никак не вспоминает Петра? Так откуда взялся "догмат" о кафедре Петра и примате пап?