В связи с новыми оккультными перлами патриарха РПЦ Кирилла вспомнился мой старый пост в ЖЖ:
__________
В сообществе ustav подняли довольно интересную тему - Намоленное место
Распространенное понятие - "намоленное место", "намоленный храм".
А встречал ли кто-то богословское осмысление этого понятия?
Естественно, ответы зависели от отвечающих. Вот люди дали правильные ответы -
Думаю, его (богословского осмысления) не может быть... мы можем говорить только об одном признаке намоленности - времени, прошедшем со дня постройки храма, а значит количества литургий и молящихся. Но это так же является лишь условностью...
это предмет церковной этнографии, а не собственно богословия
Но не о правильных ответах хотелось поговорить, а о неправильных -
".... а что значит святость? Не что иное, ..... Когда освящается душа, освящается и тело. Четки всегда бывали в руках освященного; следственно, чрез прикосновение к ним рук и испарений его, привита к ним святая сила...."
Вот и посетила меня после этого тупого ответа мысль о том, что для ключников эта самая "намоленность" - не что иное, как некое материальное "покрытие святостью", в частности через конденсат от "святых испарений"...