О святом Георгии (Победоносце)

   Владимир Шолох

О святом Георгии столько всего написано и придумано, столько сложено легенд, что всем уже больше привычна картина, где он, сидя на коне, тычет копьем в какую-то непонятную рептилию, чем образ реального римского офицера, казненного в 303 году за отказ почтить языческих богов.

Примечательно, что все эти рассказы о св. Георгии еще в конце V века римский папа Геласий считал выдумками еретиков.

Единственные достоверные сведения о Георгии (да и то, если речь идет именно о нем) приводит только Евсевий Кесарийский: "Когда впервые был оглашен указ [Диоклетиана] о церквах, некий человек самого высокого, по мирским представлениям, звания, движимый ревностью по Боге и побуждаемый горячей верой, схватил указ, прибитый в Никомедии в общественном месте, и разорвал его на куски как богохульный и нечестивейший. Это произошло, когда в городе находилось два властителя: один, самый старший, и другой, занимавший после него четвертую ступень в управлении. Этот человек, прославившийся таким образом, выдержал всё, что полагалось за такой поступок, сохраняя до последнего вздоха ясный ум и спокойствие" (Церковная история, VIII.5).

Наверное, главное, о чем стоит помнить, вспоминая и читая о мучениках, - что они в первую очередь были свидетелями (именно так переводится греч. слово martys): свидетелями о Христе, Который настолько явственно присутствовал в их жизни, что они даже ее не пожалели отдать ради верности Ему.