Ипостась Христа только божественная?

"Утверждения и вопросы".
__________

Давид:

Добрый день, Самвел. Я опять с вопросом)

Тут с ... поднялся разговор об ипостаси, он говорит что во Христе не единая ипостась, а Божественная и что говоря единая ипостась, то есть (состоящая из двух), придется признать 2 природы.
__________

Grigor:

Ипостась не "единая", и уж тем более не одна из двух, а одна. Ипостась Христа одна, но она и божественная, и человеческая. Чтобы это правильно понимать, нужно понимать - а что такое эта самая ипостась? Ипостась Христа (а не ипостась во Христе) - это Сам Христос. Он один - одна ипостась, а не "из двух". Но Он и Бог, и человек. Ипостась - это конкретное реальное существо (для живой природы) или конкретный реальный предмет (если речь о неживой природе). При этом нужно учитывать, что Армянская Церковь давно, еще в древности, отказалась от использования термина ипостась (арм. ентакайутюн), на что были объективные причины, и говорит чаще о лице - дем, или о личности - андзнаворутюн. Демом обычно переводят с греко-русского лицо, а андзом то, что они обозначают ипостасью. Но это не буквальный перевод ипостаси, потому что греческая ипостась не личность, а частное существо.

При этом следует отметить, что как у греко-русских ипостась и лицо синонимизируется (не будучи синонимами на самом деле), так и у нас дем и андз, означая не одно и то же, а Одного и Того же, все же являются взаимозаменяемыми словами. Одному богослову нравилось одно слово, другому другое.

Что касается того, что чисто божественная ипостась Христа или богочеловеческая, то тут действительно были у многих проблемы. Но точку в этом вопросе поставил Хосровик Таргманич. Он много спорил с халкидонитами о том, что они неправы потому, что не признают человеческого лица Христа, но только божественное. Он обвинял халкидонитов в том, что не признавая человеческого лица Христа они отвергают на самом деле Его человечество. Т.е. все их диофизитство, ради исповедания истинности человечества Христова, оказывается пустым звуком. Иоанн Дамаскин осознавал еретичность такого халкидонитского исповедания, а потому постарался привить своим единоверцам исповедание и человечества лица (ипостаси) Христа. Но, его мнение приняли не все, а часть. И теперь халкидониты разделились в этом вопросе и мочат друг друга по этой теме вот уже более тысячи лет. Это продолжается и сегодня. Например, вот тут - https://vk.com/topic-5491891_32153812 .