Греческая триадология от Никеи до Халкидона


Небольшая хронологическая подборка времен тёрок между никейцами и криптоподобосущниками (ново-никейцами), от Никеи до Халкидона.




Афанасий и Василий Великие

325г. Никейский 1 Вселенский собор. Формальное торжество никейства при жесткой конкуренции многообразных арианских, полуарианских и недополуарианских партий. Никейцы доминируют повсюду, кроме греческого, зараженного оригенизмом Востока. Уже при Константине господствующей партией здесь становятся ариане. И все же числом на греческом Востоке доминируют полуарианские и недополуарианские партии. Из них впоследствии станут выходить первые криптоподобосущники, т.н. "ново-никейцы".

328г. Афанасий Великий на Александрийской кафедре. Никейцы, как и их лидер, подвергаются гонениям и изгнаниям со стороны арианствующих императоров.

362г. Александрийский собор под руководством Афанасия. Уния никейцев и первых криптоподобосущников/"ново-никейцев".

362г. Мелетианская схизма. Противоборство на Антиохийской кафедре между подобосущником Мелетием и ортодоксальным никейцем Павлином. Александрия и Рим за Павлина, Василий Великий против. "Православная" история считает настоящим архиепископом Антиохии Мелетия.

363г. Антиохийский Собор 23-х епископов криптоподобосущников/"ново-никейцев". Адаптируется Никейский Символ в подобосущничестве. Никейское единосущие Отца и Сына истолковывается как подобие по существу. Мелетий становится "ново-никейцем".

370г. Василий Великий на Кесарийской кафедре. Столп и главный проповедник криптоподобосущничества/"ново-никейства", борец с арианством и жесткий оппонент ортодоксальному никейству. Конфронтация Василия с отстаивающим никейскую веру Римом.

372. Император Валент разделяет Кесарийскую митрополию, чтоб ослабить Василия Великого за его противостояние с арианами. Василий пытается компенсировать потери расстановкой на кафедры друзей и родственников. Григорий Богослов и Григорий Нисский на кафедрах.

373г. Умер Афанасий Великий. Закат ортодоксального никейства в восточной/греческой части империи)

379г. Император Феодосий IУмер Василий Великий.

380г. Восстанавливающий никейскую веру Фессалоникийский эдикт императоров Феодосия I, Грациана и Валентиниана II. Вдохновители процесса - епископ Асхолий Фессалоникийский и папа Римский Дамас. Радикальное арианство вне закона. Прежде стойкие полуариане-подобосущники вынужденно пошли в "ново-никейцы". 

381г. Константинопольский, т.н. "2 Вселенский", на самом деле региональный собор восточной/греческой части империи. Доминирование на соборе криптоподобосущников/"ново-никейцев". Председательствует криптоподобосущник/"ново-никеец" Мелетий Антиохийский. Криптоподобосущник/"ново-никеец" Григорий Богослов поставляется в архиепископы Константинополя. Умирает Мелетий, председателем собора становится Григорий Богослов. Вопрос о выборах преемника Мелетию Антихийскому. "Западная" партия за ортодоксального никейца Павлина, уже бывшего альтернативным архиепископом Антиохии. "Восточная" партия против. Григорий Богослов (о, невероятно!) за Павлина. Победила партия "восточных", поставив в Антиохию криптоподобосущника/"ново-никейца" Флавиана. Мелетианская схизма в Антиохии не устранена, но продолжается.

393г. Первый этап приближающегося конца Мелетианской схизмы в Антиохии. Со смертью своего архиепископа Евагрия (преемник Павлина), ослабевшие ортодоксальные никейцы не поставляют ему преемника.

399г. Второй этап приближающегося конца Мелетианской схизмы в Антиохии. Рим и Александрия вынужденно признают законным архиепископом Антиохии оставшегося без альтернативы криптоподобосущника/"ново-никейца" Флавиана.

412г. Кирилл Александрийский на кафедре. Александрия уже "ново-никейская". Кирилл исповедует криптоподобосущническое единосущие Христа людям, с отождествлением ипостаси и лица.

415г. Конец Мелетианской схизмы в Антиохии. Партия ортодоксальных никейцев кончается физически. Торжество криптоподобосущничества/"ново-никейства" на всем греческом Востоке. Тем не менее, антиохийское богословие все еще не прониклось до конца "каппадокийским" отождествлением ипостаси и лица. Этому мешает никейский рудимент, различающий лицо и ипостась. Без этого никейского рудимента рушится "несторианское" исповедание двух ипостасей во Христе при едином лице.

431. Эфесский собор. "Ново-никеец" Кирилл, как и положено отождествляющему ипостась и лицо криптоподобосущнику подозревает исповедующих две ипостаси во Христе антиохийцев в исповедании двух лиц, а значит и двух Сынов.

451. "Проблема" различения антиохийцами ипостасей и лица окончательно устранена на Халкидоне. Халкидонизм переименовал несторианскую (реальную) ипостась в "природу" (дабы формально не исповедовать две ипостаси), а оставшееся без дела слово-пустышка "ипостась" отождествил с несторианским лицом. Т.е., отождествление произошло не в криптоподобосущнической версии, а в новой, криптонесторианской. Халкидонизм вывернул наизнанку криптоподобосущническую триадологию ради криптонесторианской христологии.

Благодаря такому маневру, на Халкидоне не только куда-то бесследно исчезли несториане и на их месте появились "православные" халкидониты. Главное достижение халкидонизма в реальном откате от подспудного "ново-никейского" тритеизма обратно к монотеизму, при сохранении "каппадокийской" терминологии трехипостасничества. Отныне ипостаси - это не отдельные существа в своей субстанции и бытии. Нет, теперь это просто слова-пустышки, за которыми представляют либо нечто вроде личностей, либо нечто вроде виртуальных футляров, в которых находятся "природы". Именно природы теперь признаются существами в их субстанции и бытии.

Поэтому одна Божественная "природа" — это на самом деле и есть единый монотеистический Бог халкидонитов.

Но тут возникает проблема христологическая. Если халкидонитская "природа" = реальное существо (в субстанции и бытии, и даже в воле, разуме и действии), то халкидонитский "двухприродный" Христос — это уже два существа (два Сына), пусть даже в виртуальной оболочке под названием "ипостась". Кирилл Александрийский таки накаркал…

________________________________________