Идол и идолопоклонство


    Ваал

Идол — объект религиозного поклонения подменяющий собою истинного Бога. Происходит от греческого είδωλον, означающего "видение" или "призрак", и обозначает то, что при наличии некоего видимого образа, не имеет бытия в реальности. По выражению апостола Павла: "мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого" (1Кор.8:4).

Существует широко распространенное, но не верное мнение, что идол — это обозначение всякого религиозного изображения, используемого при богопочитании. Не смотря на то, что слово "идол" вошло в русский язык из греческого, само понятие идола для Христианства исходит из Ветхозаветной религии.

По-еврейски идол — אליל (эльил), что переводится как "бог языческий". Речь идет не о религиозном изображении, а о самом языческом боге, которого по вере древних евреев не существует. Таким образом, для них, как и для христиан, идолами являются Ваал, Зевс, Исида, Перун, Кришна и прочие «боги» язычников. Именование же идолами изображений языческих божеств, является лишь следствием того, что поклонение языческим богам отождествлялось с поклонением их изображениям.


Идолопоклонство, по-еврейски — עבודה זרה (авода зара) — "чуждая служба" или עבודת אלילים (аводат эльилим) — "служение языческим богам". Идолопоклонство — это ничто иное как подмена истинного Бога некими придуманными существами. Для евреев идолопоклонниками были те, кто, оставив или не зная Бога Израиля, поклонялись неким "богам", которые были ничем иным как олицетворенными силами природы, обожествленными людьми или даже животными. Фактически, для религии Израиля идолопоклонство было альтернативным именованием язычества и отступничества.

Ветхий Завет об идолопоклонстве

    Астарта

Против подмены истинного Бога "иными богами", т.е. обожествления природных стихий и всякой твари, поклонения им, изготовления соответственных истуканов и иных проявлений идолопоклонства, говорит божественная Заповедь, по традиции разделяемая на две части:

"Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель..." (Исх.20:2-5).

Борьба пророков с идолопоклонством проходит красной нитью через всю историю народа Божьего. И естественно, что при отсутствии для верующих в Бога Израилева самих языческих божеств, все "богопочитание" язычников в глазах пророков сводилось к служению изображениям тех "богов":

"истреблю истуканов твоих и кумиров из среды твоей, и не будешь более поклоняться изделиям рук твоих" (Мих.5:13), "и побросали богов их в огонь; но это были не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень, потому и истребили их" (Ис.37:19).

Подобное, резко отрицательное отношение пророков к идолопоклонству, как поклонению "изделиям рук", может навести на мысль о принципиальной недопустимости религиозных изображений при богопочитании и полном отождествлении религиозных изображений и идолов. Однако, такое понимание опровергается Библией, которая свидетельствует о допустимости и наличии культовых изображений в религии истинного Бога. Запрет изображений, распространяется исключительно на изображение самого Бога, поскольку у Него нет видимого образа, а попытка изобразить Бога приводит к созданию очередного идола:

"Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо [гада], ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом" (Втор.4:15-19).

Религиозные изображения в Ветхом Завете

То, что Вторая Заповедь, данная Богом Моисею, говорит не о всех религиозных изображениях, а только о тех, что пытаются изобразить богов или Бога, говорит тот факт, что тому же Моисею Бог повелевает сделать культовые изображения для новосозданной религии Ветхого Завета:

"и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; [выдавшимися] из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее; и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими [будут] друг к другу: к крышке будут лица херувимов. И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе; там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов" (Исх.25:18-22).

Об этих "херувимах славы", как о неотъемлемой составляющей ветхозаветного культа, говорит и апостол Павел (Евр.9:5). Таким образом, в действительности, когда речь не идет о язычестве или изображении Бога, Бог не то что бы не запрещает, а прямо требует сделать изображения необходимые для исполнения религиозного культа.

Впоследствии, при сооружении иерусалимского храма, культовые изображения делались уже без особого на то повеления Бога. Прежде всего это относится к огромным деревянным статуям херувимов в Святом Святых, сделанным царем Соломоном:

"И сделал он во Святом Святых двух херувимов резной работы и покрыл их золотом. Крылья херувимов длиною [были] в двадцать локтей. Одно крыло в пять локтей касалось стены дома, а другое крыло в пять же локтей сходилось с крылом другого херувима; [равно] и крыло другого херувима в пять локтей касалось стены дома, а другое крыло в пять локтей сходилось с крылом другого херувима. Крылья сих херувимов [были] распростерты на двадцать локтей; и они стояли на ногах своих, лицами своими к храму" (2Пар.3:10-13).

И Господь не высказал никакого неодобрения, но напротив, ответил на молитву Соломона:

"Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни" (3Цар.9:3).

Но, поощряя Соломона, Бог все-таки предостерегает его об угрозе идолопоклонства:

"Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего, и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов. И о храме сем высоком всякий, проходящий мимо его, ужаснется и свистнет, и скажет: "за что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом?" И скажут: "за то, что они оставили Господа Бога своего, Который вывел отцов их из земли Египетской, и приняли других богов, и поклонялись им и служили им, — за это навел на них Господь все сие бедствие"" (3Цар.9:6-9).

Изображения были и во Втором храме, построенном после вавилонского плена. Пророк Иезекииль, получивший откровение от Бога, описывает его устройство и указывает на наличие изображений (Иез.41:17-20,25).

Кроме библейских, есть и исторические свидетельства того, что во втором храме были культовые изображения. Антиохийский историк Иоанн Малала рассказывает, что Тит, разрушивший иерусалимский храм в 70-ом году, подарил жителям Антиохии все, что награбил в Иерусалиме, а за воротами города, по дороге в Дафну, установил большую бронзовую фигуру ангела из храма.

Идолопоклонство в Христианстве

Поскольку наименование "идол" неопротестантскими и псевдохристианскими проповедниками приписывается всякому культовому изображению, то в эту категорию для них подпадает и христианская икона. Таким образом, ими "языческими богами" косвенно объявляются не только все ветхозаветные и новозаветные святые (апостолы, пророки, праведники), но и Сам Господь Иисус Христос. Безусловно, это делается не из стремления богохульствовать, но исключительно по общей богословской неграмотности, незнания Писания и желания найти аргументацию против ортодоксального Христианства, которому неопротестанты и псевдохристиане себя противопоставляют.

В настоящем смысле идолопоклонством в Христианстве можно назвать такие проявления:

Искаженное понимание иконопочитания, когда вместо Первообраза, поклонение воздается самому образу, т.е. икона превращается в фетиш.

Создание "неканонических" икон, как то икон "Бога Отца", т.е. изображение Того, Кого нельзя изобразить, и на что существует недвусмысленный запрет.

Поклонение в сектах, где вместо христианского Бога исповедуют некие вымышленные существа, даже если эти существа выдаются за Бога христиан. В этом смысле "богопочитание" т.н. "свидетелей Иеговы", мормонов и прочих псевдохристиан, является идолопоклонством.


В продолжение темы идолопоклонства - Терафимы. Религиозные изображения в Ветхом Завете