Что же такое секта и кто же такие сектанты?

т.н. "СИ": "Почему традиционные церкви нас называют сектантами? Наша организация учит исключительно по Библии и широко распространена по миру. Да и как сами православные докажут, что они правильно верят, а не являются сектантами. Для нас их церковь скорее секта, потому что учит не правильно!"
________________________

Представители практически всех неопротестантских и псевдохристианских групп и течений болезненно воспринимают эпитет «сектанты», которым их обозначают сторонники традиционных Церквей. Естественно все они активно возражают против этого, и настаивают на том, что именно их организация является истинной церковью и что только их учение является правильным. Стало быть, (по их логике) они не являются сектантами. И естественно, у них возникает к нам вопрос, мол — как можно доказать то, что сама традиционная Церковь (которая в их понимании ложна) не является сектой?

И в данном вопросе, в очередной раз, приходится отметить, что все споры и возражения проистекают от обычного непонимания терминов! В общении с сектантами мне приходится объяснять, что «правильность» или «неправильность» той или иной Церкви, деноминации, секты и ее учения тут совершенно не причем.

Можно исповедовать чистейшую православную веру, при этом быть самым настоящим сектантом. Можно быть большим католиком, чем сам папа Римский, но быть в секте. И наоборот. Можно не быть в истинной Церкви и исповедовать явные заблуждения, но, при этом не быть сектантом. И уж может быть, это покажется кому-то невероятным и странным, но и сама истинная Церковь, основанная Христом, может быть сектой! Для того чтобы понять это, нужно просто выяснить — что же означает сам термин «секта»?

Да, мы привыкли представлять под этим словом некую тоталитарную организацию, проповедующую ересь, выкачивающую деньги из своих адептов, путем порабощения их психики. Но, далеко не все секты таковы. Большинство сект являются вполне приличными сообществами, и их учение не так уж и сильно отличается от ортодоксального. Все те, что я перечислил, негативные признаки сектантства являются лишь следствием, а не основным критерием определения того — является ли та или иная группа сектой.

Разные пособия дают, в общем-то, одинаковые определения термину «секта», но если мы отбросим субъективный критерий «правильно-неправильно», то поймем, что единственно объективным критерием является тот, что секта — это группа, обособляющаяся от господствующей идеологии и противопоставляющая себя основным, традиционным, т.с. культурообразующим институтам общества.

Изначально, в античном Риме, сектами называли философские школы, противопоставлявшие свои доктрины традиционным и признанным направлениям в философии. Впоследствии сектами стали называть и религиозные группы, противопоставлявшиеся господствующим религиям Римской империи. Собственно поэтому язычники и называли древнюю апостольскую Церковь сектой.

Но в отличие от современных нам сектантов, древние христиане отнюдь не стыдились этого эпитета. Они, в общении с язычниками, прямо называли свое религиозное общество сектой, поскольку пользовались общепринятой терминологией и не видели в этом слове отрицательного содержания. Более того, этим они подчеркивали свою обособленность и непричастность к господствующему язычеству, победить которое христианству еще предстояло.

Например, известный апологет ранней христианской Церкви Тертуллиан, который между тем был карфагенским священником, писал в своей «Апологии»: «когда истина наша становится очевидной для каждого, тогда неверие, изобличаемое всем добрым, что известно о нашей секте, утверждает, что она уж во всяком случае, не Богом учреждена, но есть скорее какой то особенный вид философских школ».

Как видим понятие «секта», не указывает на то, что религиозная организация истинна или нет. Вопрос лишь в том традиционна ли эта религия в данном обществе? Поэтому, Церковь первых трех веков, на которую равняются сегодня все новые самодеятельные «церкви», была сектой. Но, в конце концов, учение Господа нашего победило, вытеснив язычество. Таким образом, сделав Христианство господствующей и культурообразующей религией для всех христианских стран, Церковь вошла в новую фазу своего развития и, соответственно, перестала быть сектой.

Это сегодня мы словом «секта» пугаем детей. Но, так было не всегда. Было время, когда даже греческий эквивалент латинского слова «secta» — «αιρεσισ» [hаиресис] (ересь), которым мы теперь обозначаем «лжеучение» не несло в себе отрицательного содержания. Интересно, что представители некоторых нетрадиционных «церквей», правильно понимая смысл слова «секта», довольно спокойно воспринимают этот эпитет, считая себя преемниками древних христиан, мужественно противоставших языческому Риму. Понятно, что под «языческим Римом» здесь подразумевается ортодоксальная Церковь.

Всякое неопротестантское и псевдохристианское сообщество является сектой не потому, что возникло как самодеятельная организация или проповедует лжеучение, а именно потому, что оно обособляется от традиционной Церкви и противопоставляет себя ей если не действиями, то самими фактом своего существования. И только. Стало быть, если бы учение т.н. «свидетелей Иеговы» было бы доминирующей в обществе религиозной доктриной, то они небыли бы сектантами. Наоборот, ныне ортодоксальные христиане были бы сектантами, противопоставлявшими себя им. И скажу честно, что в такой ситуации я гордился бы своим статусом сектанта.

Таким образом, традиционные Церкви, вне зависимости от их истинности или неистинности, не могут называться сектами именно в силу того, что они «традиционные». Нельзя, к примеру, назвать сектой Православную Церковь, тем более в исторически православной стране, где она является основной религиозной общиной. Возможно когда-нибудь, когда язычество вновь захлестнув мир, завладеет массами, Церковь Христова вновь станет небольшой и гонимой. И все нас будут называть сектантами, не желающими жить по всеобщим законам. Тогда те немногие оставшиеся в Вере христиане с гордостью скажут этому миру: «Наша секта верна Богу нашему!».

А пока мы называем сектантов сектантами не потому, что хотим их принизить, но как говорится, называем вещи своими именами. Ведь никто не упрекнет меня за то, что я хлеб называю хлебом? Ну, а что касается современных нам сект, то у любой из них есть историческая перспектива избавиться от этого эпитета. Необходимо лишь стать доминирующей религиозной организацией в обществе, как это удалось, например, баптистам и методистам в Америке, для которых, дабы не называть сектами, придумано название «деноминация». Хотя здесь у нас они и представлены мелкими маргинальными (явно сектантскими) группами, там эти «церкви» давно уже воспринимаются как традиционные, культурообразующие и едва ли не ортодоксальные.

Негативное отношение к сектантству справедливо лишь в нашем ортодоксальном понимании данного вопроса, поскольку именно ортодоксальная Церковь, хоть и формально, является «господствующей Религией». Ну а поскольку мы верим, что именно ортодоксальная Церковь есть истинная Церковь Бога, то, стало быть, сектанты, противопоставляя себя нам — (в нашем понимании) противопоставляют себя и Богу и Им основанной Церкви. Отсюда и вся «нелюбовь». Но, не мы взялись из ниоткуда и стали их «не любить», но именно они явились к нам, и, расчищая себе место под солнцем, ведут против двух тысячелетней Церкви Христовой далеко не корректную контрпропаганду.

Выдвигая против ортодоксального христианства ложные обвинения, превратно толкуя Библию и искажая христианское учение, секты все это называют «восстановлением библейских истин». Для нас же все секты являются проявлением непостижимого неверия во всемогущество и верность Бога! Ведь, исходя из сектантской логики, Господь, невзирая на обещание, не сумел создать жизнеспособной Церкви, которая могла бы просуществовать хотя бы три столетия, не совратившись под действием «врат адовых» (Мф.16:18.).

Каждая секта — это еще один упрек, брошенный в лицо Христу. Еще одно обвинение Его в неверности Своим словам. Господь обещал пребывать со Своими последователями до скончания века (Мф. 28:20), послать Духа Святого, чтобы и Тот пребывая с ними вовек, научал всему и наставлял на всякую истину (Ин.14:16,26; 16:13), но всего этого якобы не было исполнено. И для сект все это вполне объяснимо. Им проще обвинить во лжи Господа, чем признать собственное заблуждение. Да и как иначе сектам оправдать свое существование, если Религия, основанная Самим Всевышним, не превратилась в «ложную религию сатаны» (как о том учат т.н. «Свидетели Иеговы»)?

Возможно, сектанты и не отказывались бы от такого звания, если бы не одно «но»! К сожалению, для них, слово «секта» в людском сознании совершенно дискредитировано. Поэтому верующие большинства новоявленных «церквей», ни при каких обстоятельствах не желают признавать своего сектантства.

Корпорация «Сторожевой башни», не желая быть сектой, выдумывает новые определения для этого термина. Секта уверяет, что она не секта, т.к. секты это те, которые от кого-то отделились. Сама она, якобы, ни от кого не отделялась, а возникла из группы, самостоятельно изучавшей Библию. И удивляет глупость бруклинских главарей, даже не понимающих того, что заявлениями о «самостоятельном возникновении», они не отводят от себя подозрения в сектантстве, а признают лишь свою самодеятельность! Что ставится в укор всем современным сектам.

Рядовые же т.н. «свидетели» не желая быть сектантами, придумывают и вовсе нелепые оправдания. Лучшая их отговорка: «Мы не секта. Мы организация!». Видимо по их понятиям — секта это не организация, а сам термин «организация» исключает возможность того, что это может быть сектой. При том, что все они по жизни действительно «классные парни», приходится констатировать, что чрезмерное изучение бруклинской литературы отучивает людей не только критически мыслить (что является естественным следствием зомбирования), но и понимать родной язык.