
Снимают ли с осины апельсины
Перебирал свои наброски и решил для памяти выложить пример научной честности известного православного ученого. В статье о православном браке в Византии о. Иоанн Мейендорф пишет: "Византийские императоры рассматривали своих дочерей в качестве расходного материала в большей степени, чем сыновей, и были готовы по дипломатическим причинам отдавать их в качестве жён ... даже монгольским ханам и турецким султанам. Очевидно, в этих случаях не было церковных церемоний ... Канонисты категорически запрещали православным священникам венчать подобные браки" (Dumbarton Oaks Papers, Vol. 44(1990), p.104).Он на источники опирается, понятное дело.
Георг Пахимер (3,3) описывает брак дочери Михаила VIII Палеолога с монгольским правителем Абага Ханом, которому император "отдал свою дочь Марию... и назначил иеромонаха Принкипса посредником для этого. Принкипс, в это время архимандрит монастыря Пантократор, сопровождая невесту с честью и роскошью, взял с собой передвижную церковь, образа святых ... и драгоценные священные сосуды для святой Евхаристии". Позже этот же архимандрит Евфимий Принкипс стал патриархом Антиохийским (1268) (Pachymeres 5, 24) и кандидатом на престол патриарха Константинополя (1275). Сестра Марии, Ефросиния Палеолог, была отправлена в гарем главы Золотой Орды хана Ногая в 1278 с таким-же эскортом (Pachymeres 5, 4). Обе сестры остались христианками, и Мария умерла в качестве игумении Константинопольского монастыря Панагиотиссы. В гаремах, как правило, византийские принцессы жили в окружении клириков и слуг-христиан. Например, когда в 1458 Феодора Комнина стала одной из жён Узун Хасана, правителя Ak Koyunlu (территория совр. сев. Ирана, Армении и Азербайджана), "она вела христианский образ жизни, имея часовню и священника и помогала христианам-подданным своего мужа"(Antony Bryer, Greek historians on the Turks, p.487). Конечно, были и случаи принудительного обращения в ислам. Например, дочь Андроника II Мария, третья жена ордынского хана Узбека (он унаследовал гарем от предшественников, поэтому приходился ей третьим или четвёртым мужем) была отпущена мужем в 1332 году для родов в Константинополь. Сопровождающий ее Ибн Батута был очень огорчён тем, что она перестала молиться в походной мечети и начала есть свинину и пить вино. Однако в большинстве случаев (Breyer насчитывает 34 описанных в литературе случаев) браки совершались на территории Византии и носили характер государственных церемоний с участием Церкви. Невесты оставались христианками, сопровождались к мужьям "нимфостолами" (надо полагать, оскоплёнными для посещения гаремов), хотя "православная церемония была ограничена прокипсисом ( поднятием платформы с женихом и невестой" (Bryer, Greeks and Turkmens, 136). Знаменитым примером является брак 60-летнего султана Орхана и 14-летней Феодоры, дочери друга и покровителя свт. Григория Паламы Иоанна Кантакузина в 1346. Как известно, в ходе Гражданской войны с законным императором Иоанном V Палеологом Кантакузин решил поправить свои дела этим браком, предложив Орхану свою дочь с приданым буквально в пол-царства (вся европейская территория Византии). Эту территорию ему ещё нужно было завоевать с помощью 30-тыс. турецкого вспомогательного корпуса, что ему и удалось в следующем году. Попутно он сместил патриарха Иоанна Калеку, осудившего Григория Паламу, рукоположил своего друга в епископы отданной им туркам Фессалоники (понятно, почему паства не была от него в восторге) вместе с ещё 82, если мне память не изменяет, новыми епископами-исихастами. Так вот для этого брака существовало множество разных "канонических препятствий". Например, Феодора стала четвёртой женой Орхана тогда как его третьей женой за год до этого брака стала её ровесница, сестра сербского Св. Стефана III Уроша, второй женой султана была её родственница, дочь Андроника III Анастасия, а первой женой была тоже христианка или бывшая христианка Елена или Hilufer. Волновало ли это богословов-исихастов? Не очень. Феодора была также выдана замуж в Селембрии, причём жениха на церемониях prokypsis и encoomia (поздравления хором) представляли евнухи султана. В гареме она тоже осталась христианкой (Bryer, 480) и спокойно там жила со своим духовником. Надо сказать, что гарем- это далеко не худший случай. Например, 5-летняя дочь Андроника II Симонида в апреле 1299 года была выдана замуж за 47-летнего Св. Стефана II Милутина (ныне "святый краль" почивает мощами в г. София). Как пишет Никифор Григора, для брака Св. Стефан II развёлся со своей предыдущей (третьей) супругой, и даже приказал ослепить своего сына от этого брака, Св. Стефана III Уроша, которого он приревновал к своей жене, однако "она была неспособна к зачатию, поскольку муж повредил её организм" (7,30). Мать Симониды даже предлагала поэтому Св. Стефану усыновить одного из братьев или сестёр его жены. В 1317 году "боясь что муж может её убить, она решила через принятие монашества избежать сожительства с ним. Однако после объявленной из-за этого войны её брат порезал на куски монашеские одежды и отправил обратно несмотря на её нежелание и слезы" (8,1).
Понятно, что Мейендорфу, как и свт. Григорию в его полемике, в целях апологетики (совершенно неверного, кстати) взгляда о неправильности католического учения о брачующихся как тайносовершителях брака необходимо закрыть глаза на духовников в гаремах, говоря о светском характере таких браков. Вот поэтому, наверное, православная наука и остаётся каким-то недоразумением