Об "этом"

   Andriy Dudchenko

Церковь и интимные отношения


(сокращено)

«Есть две вещи, которые вы не можете делать в одиночку: секс и литургия». Архимандрит Роберт Тафт.

Читайте и не говорите, что церковь вам не рассказывала о сексе.

Бог установил брак, причем еще в раю. А безбрачие - хоть и является подражанием Христу, но установление это человеческое, а не Божественное...

В то же время инстинкт продолжения рода и связанное с этим половое влечение и отношения - то, что роднит нас с животным миром. Животные по своей природе отношения становятся в высшей степени человечными и духовными, когда соединены с любовью. А без любви или вне брака эти отношения - в высшей степени скотские, разрушающие, сеющие смерть...

Интимные отношения в браке - чисты и святы, они являют единение двух любящих во всей глубине, когда телесное единство запечатлевает единство душ. Но эти же отношения могут быть "украдены", когда вместо любви и полного единения они становятся проявлением похоти, эгоизма, насилия и пр. Конец таких греховных отношений - разочарование, пустота, презрение к жизни.

Одно и то же самое: то, что выражает самое чистое и высокое в человеке - любовь, может стать и самым низким падением. То, что приносит полноту и невыразимую радость, может стать источником неисцельной боли и страданий. Одно и то же может быть благословением и проклятием.

«Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина, и обоняние благовоний твоих лучше всех ароматов», - так начинается в Библии книга Песнь Песней - самая эротическая книга из всех, что мне доводилось читать. Описывающая отношения влюбленных, эта книга и в иудейской, и в христианской традиции трактовалась как аллегория любви Бога к человеку...

Интимные отношения в браке - это область тайны, таинства, в которое не надо посвящать посторонних. Поэтому меня всегда коробит, когда во время исповеди пытаются рассказать о каких-то моментах в супружеских интимных отношениях, или каются в "супружеском невоздержании во время поста". Или когда кто-то от имени церкви пытается регламентировать, как часто и когда и каким образом этим можно или нельзя заниматься.

Муж и жена сами должны решать, как часто и как им быть вместе в интимном смысле. Пост тут - совершенно второстепенный вопрос.

Апостол Павел советует христианам в браке: «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в (посте и) молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7, 3-5).

Как пояснял однажды о.А.Кураев, слова «в посте» в древнейших рукописях нет. Авторитетный современный текстолог-библеист Мецгер говорит, что это добавлено в аскетических целях... «Прибавка «для поста» имеется только в очень малом количестве рукописей» (Толковая Библия. Т. 11, Спб., 1913, с. 48). Ни латинский ни древне-армянский тексты Нового Завета этой вставки не знают.

В 3 правиле св. Дионисия Александрийского говорится: «Вступившие в брак сами себе должны быть довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, что подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом опять вместе быть».

Человеческие установления, созданные даже с самыми лучшими мотивами, не должны становиться законом, превышающим Богоустановленную норму. Воздержание - не грех только в том случае, если оно не в ущерб другому в семье, а соединение в супружестве - не грех вообще.


На иконе: объятия праведных Иоакима и Анны, родителей Марии-Богородицы.