Довольно предсказуемо, что и в политических, и в религиозных спорах вылезает один и тот же психологический механизм. Для того, чтобы ослабить упорство противников/привлечь колеблющихся или даже противников на свою сторону, крайне контрпродуктивно выражать ненависть.
Ненависть и скрежет зубовный никого не привлекает на вашу сторону - особенно, если вы претендуете на религиозную истину, которая должна преображать ваш характер к лучшему.
Но люди, спорящие в сети, вовсе не хотят привлечь кого-либо на свою сторону. Они вообще действуют не в интересах "своей стороны". Они инстинктивно действуют в своих частных интересах - а инстинкт говорит, что нет ничего ужаснее, чем отбиться от племени, а засвидетельствовать себя как верного члена племени можно только выражая непримиримую ненависть к врагам племени.
Посмотрите как я ненавижу проклятых врагов племени и желаю им всякого зла! - разве я не испытанный и верный член племени? Это вполне работающая стратегия продвижения индивида внутри племени (чему есть яркие примеры) - но как стратегия продвижения интересов племени в целом это не работает. Это тем более не работает как стратегия продвижения каких-либо убеждений.
Ненависть и скрежет зубовный никого не привлекает на вашу сторону - особенно, если вы претендуете на религиозную истину, которая должна преображать ваш характер к лучшему.
Но люди, спорящие в сети, вовсе не хотят привлечь кого-либо на свою сторону. Они вообще действуют не в интересах "своей стороны". Они инстинктивно действуют в своих частных интересах - а инстинкт говорит, что нет ничего ужаснее, чем отбиться от племени, а засвидетельствовать себя как верного члена племени можно только выражая непримиримую ненависть к врагам племени.
Посмотрите как я ненавижу проклятых врагов племени и желаю им всякого зла! - разве я не испытанный и верный член племени? Это вполне работающая стратегия продвижения индивида внутри племени (чему есть яркие примеры) - но как стратегия продвижения интересов племени в целом это не работает. Это тем более не работает как стратегия продвижения каких-либо убеждений.

Сергей Худиев
Публицист, богослов. Ведущий еженедельной радиопередачи “Христианство: трудные вопросы”. ведущий раздела Вера в православном журнале для сомневающихся “Фома”. Автор книги “Об уверенности в спасении” (Путь, 2000), один из соавторов книги “Христианство: трудные вопросы” (Христианская Библиотека, 2003), автор книги “Исказила ли Церковь послание Иисуса”, ряда статей, в частности, в журнале Альфа и Омега.
Умные мысли у человека. Скорее всего он имел в виду не то, но как же сказанное им актуально как в отношении России с ее политикой ненависти ко всему миру, а так и в отношении т.н. "Православия" с его ненавистью ко всему, что для него не "Православие". И то и это ведет к деградации.