Попытка Римской Церкви приструнить папство


Пишет Alexandrg (alexandrg)

Execrabilis (1460)

Констанцский собор (1414-1418), – он же по версии КЦ XVI Вселенский, – положил, как известно, конец Великой схизме в католической Европе. Более того, своим декретом «Frequens» он провозгласил полезность регулярного проведения Вселенских соборов и установил порядок их дальнейшего созыва: ближайший должен был состояться через 5 лет, следующий за ним – через 7, и далее – каждые 10 лет.

Но что-то пошло не так. Базельский собор (1431-1449), собравшийся только через 13 лет после Констанцского, с папой Евгением IV поссорился, и папа созвал альтернативный Вселенский собор в Ферраре, на котором занялся переговорами с греками о заключении унии. В Базеле же в это время развивали и оформляли в виде новых декретов концилиаристскую экклезиологию, утверждавшую примат собора над папой, а также готовили программу церковных реформ.

Из конфликта с «базельцами» римские понтифики вышли победителями и начали контрнаступление на концилиаризм: регулярных Вселенских соборов решили вообще не созывать. А так как широкие народные массы продолжали, видимо, мечтать об очередном соборе и даже готовили какие-то апелляции против Святого Престола, в 1460 году один из ренессансных пап, большой ценитель Вергилия и «князь гуманистов» Пий II издал вот такую занятную буллу.

Латыни я не знаю, поэтому перевел с английского, как сумел)

«Пий Епископ, раб рабов Божиих, на вечную память об этом деле.

1. Отвратительное и неслыханное в прежние времена злоупотребление возникло в наше время; а именно: некоторые люди, проникнутые мятежным духом, осмеливаются апеллировать к будущему собору против [решений] Римского Понтифика, Викария Иисуса Христа, которому было сказано в лице блаженного Петра: «паси овец Моих» и «что свяжешь на земле, то будет связано на небесах». Они поступают так не потому, что беспокоятся о правосудии, но для того, чтобы избежать ответственности за собственные грехи, и любой, кто не несведущ в законах, способен понять, насколько это противоречит священным канонам и насколько пагубно для христианского сообщества. Потому что (опуская другие вещи, которые наиболее явно противоречат этому извращению), кто не сочтет нелепым, что апелляции обращены к тому, чего нет и неизвестно, будет ли? Бедные угнетены многими способами со стороны более сильных, преступления остаются безнаказанными, преступникам предоставлена свобода, а вся церковная дисциплина и иерархический порядок расстроены.

2. Таким образом, желая исторгнуть из Церкви Христовой этот пагубный яд, чтобы позаботиться о спасении всех тех, кто вверил себя нам, и удалить из овчарни нашего Спасителя всю причину соблазна, - по совету всех прелатов и знатоков (jurisconsults) Божественного и человеческого закона, поддерживающих Курию, и на основе нашего верного знания, – мы осуждаем апелляции такого рода; и мы денонсируем их как ошибочные и отвратительные, отменяем и полностью аннулируем любую такую апелляцию, которая сохранилась до настоящего времени или может быть впоследствии обнаружена, и мы провозглашаем и определяем, что они [апелляции] не имеют никакого значения, как нечто пустое и тлетворное. Поэтому же мы предписываем, чтобы никто ни под каким предлогом не осмеливался составлять подобную апелляцию на любое из наших постановлений, приговоров или повелений и на таковые же наших преемников, и [не осмеливался] ни поддерживать такие апелляции, сделанные другими, ни использовать их каким-либо иным образом.

3. Если кто-либо, какого бы статуса, звания, ордена или состояния он ни был, даже если он увенчан императорским, королевским или Папским достоинством, будет нарушать это [постановление] по истечении двух месяцев со дня опубликования этой буллы Апостольской Канцелярией, он в силу самого факта ("ipso facto") навлечет на себя анафему, от которой не сможет быть освобожден никем, кроме Римского понтифика и в момент смерти. Университет или корпорация будут подвергнуты церковному интердикту; при этом корпорации и университеты, подобно вышеупомянутым и любым прочим лицам, должны будут подвергнуться тем наказаниям и порицаниям, которым как известно, подвергаются преступники, виновные в «оскорблении величия» ("crimen laesae maiestatis") и распространители еретической порочности.

Кроме того, нотариусы и свидетели, которые будут засвидетельствовать акты [т. е. апелляции] такого рода и, вообще, все те, кто сознательно предоставит совет, помощь или услугу таким апеллянтам, будут подвергнуты тем же самым наказаниям.

4. Таким образом, никому не дозволяется нарушать или наглым образом сопротивляться этому изъявлению (charter) нашей воли, посредством которого мы приговорили, осудили, сокрушили, отменили, определили, объявили и повелели все вышеупомянутое. Если же кто-нибудь каким-нибудь образом покусится сделать что-либо подобное, да будет ему известно, что он навлечет на себя гнев Всемогущего Бога и святых Петра и Павла, Его апостолов.

Дано в Мантуе, в году 1460-м от Воплощения Господня, на 15-й день перед февральскими календами, на втором году нашего понтификата».

Исходный текст здесь:
http://geocities.ws/caleb1x/documents/execrabilis.html
______________________

https://alexandrg.livejournal.com/130412.html